Как выбрать толщиномер металла
AvtoREVIZORRO › Блог › Все, что вы хотели знать о ТОЛЩИНОМЕРЕ, но боялись спросить
На сегодняшнем уроке мы разберем работу толщиномера и узнаем, насколько интересно им везде тыкать.
Несмотря на легенды о чудодейственном свойстве этого приборчика, толщиномер не определяет смотанный пробег, не зажигает красную лампочку при приближении злобного перекупа и абсолютно никак не влияет на вашу тягу к алкоголю.
Он всего лишь измеряет толщину слоя лакокрасочного покрытия (ЛКП). Обычно с завода автомобиль сходит окрашенным в один слой. Для простоты пока будем считать, что толщина этого слоя близка к 100 мкм (это 0.1 мм), и разумеется на всем кузове она одинакова.
В проемах толщина заводского слоя в подавляющем большинстве случаев меньше: 50-70 мкм
При кузовном ремонте деталь рихтуют, «выводят» поврежденную поверхность нанесением специальных материалов (в простонародье шпаклевка), и повторно красят. Шпаклевка и повторный слой краски увеличивают общую толщину слоя (как правило, минимум вдвое), об этом и скажет толщиномер. Т.е., если деталь ремонтировали после ДТП – просто прикладываем толщиномер, а потом тыкаем им в нос (ну или еще куда) лукавому продавцу.
Однако, опыт каждодневных осмотров последних лет свидетельствует о том, что не только можно не расстраиваться, если вы забыли толщиномер дома, но и не париться, если у вас его вообще нет! Ибо значения выше нормы стали редкостью, хотя перекрасов и ремонтов после ДТП меньше не стало.
В простонародье этот феномен получил название «красить под толщиномер». Но обо всем по порядку.
Первое и самое главное – сколько должно быть?
Чтобы проще было запомнить — должно быть 100 микрон (плюс минус). Причем 100 мкм по всей машине куда не тыкни.
Для многих японцев характерны толщины около 80 мкм.
Как ни странно, эти же значения характерны и для Гелека,
Хотя для большинства немецких авто, ровно, как и для большинства металликов стандартными значениями являются 110-130 мкм.
Разумеется, есть локальные места, где еще на заводе слой может быть нанесен чуть больше (как правило на стойках лобового стекла значения выше на 10-30 мкм)
Но, повторюсь, это локальные места, и самый простой способ убедиться, что так и должно быть – проверить значения толщины с другой стороны.
Стандартная фраза продавца «в пределах допуска» — не более, чем лукавство. Все машины в пределах марки-модели окрашены одинаково. Поэтому, если три S класса имеют толщину на капоте 110 мкм, а четвертый вдруг 140 мкм – то нифига это не допуск.
Правда значения на разных толщиномерах могут быть разными, поэтому можно использовать универсальное правило: больше 160 мкм – подозрительно. Больше 180-200 мкм – плохо.
Есть редчайшие исключения, когда повышенные значения – это норма: двойной окрас, т.е. когда машина была отправлена на повторную окраску еще на заводе (характерен для VAG или Jaguar).
Но бывают и случаи посложнее
Мелкосерийные автомобили могут иметь вообще какую угодно толщину ЛКП
Ну и разумеется толщина лкп может быть любой на автомобилях, кузова которых собирают специфическим образом (всякий английский hand и assmade).
Как пользоваться толщиномером? Как-как, берешь, да тыкаешь! Главное, максимально перпендикулярно поверхности. Если толщиномер нужно калибровать – то место ему в политехническом музее. Если при измерении одной и той же точки толщиномер показывает разные значения – то это «игровухи», а не толщиномер.
Что измеряет и что не измеряет толщиномер? Не будем вдаваться в то, что все еще есть различные толщиномеры (есть те, что не видят алюминий, а еще есть те, кто слушает музыку в метро с кассетного плеера (наверное, есть)). Так что по умолчанию считаем, что применительно к автомобилям, толщиномер измеряет толщину краски любой НЕ пластиковой детали.
Пластик – это единственное, что сегодня не видит «стандартный» толщиномер (т.е. крылья Рено и БМВ, а также крышки багажников всяких быстрых машин).
Остальное ему пофиг – грязь, снег, дождь, вода, мороз, жара, севшие батарейки – значения всегда одинаковые. Главное, повторюсь, тыкайте ровно (игла должна быть максимально перпендикулярна поверхности).
Единственный нюанс, есть естественная выработка иглы, т.е. уменьшение ее длины – не уверен, но кажется это влияет на показания. Но можете не брать это в голову — чтобы сточить иглу, нужно работать в трейд-ине. Впрочем, у меня больше года толщик не живет, так что я этого точно не знаю (не ломаются, но разбиваются).
Можно ли поцарапать толщиномером машину? Можно, но нужно сильно стараться. Обычном замером толщины вы машину не поцарапаете. Но можно слегка задеть, если толщиномер «съедет» со скользкой поверхности (характерно для свежеотполированных авто), или когда приборчик выпадает из рук. А происходит это часто, ибо рука и запястье работают на полную (тут так приложить – тут эдак).
На этом скучная часть урока окончена. Переходим к прикладной толщиномерии.
Поскольку толщиномер не вчера появился и успел получить весьма широкую распространенность, то за последние года 2-3 те, кого прибор должен выводить на чистою воду, научились с ним работать. Переходим к самому вкусному.
Как обмануть толщиномер? В принципе – никак. Он просто показывает значение и все. Зато можно обмануть вас, т.е. интерпретатора этих значений.
Самый простой способ: после ДТП на детали будет один слой краски (т.е. значения «в допуске»), если… если эта деталь новая!
На сегодня это общее место, красить новую деталь с попаданием в заводские значения толщины умеют все. Сделать слой чуть меньше (скажем 80 вместо 120) или чуть больше (130-140) – признак рукожопия.
Можно ли это спалить? Глазами, как правило, да (об этом я расскажу в следующем посте). А вот толщиномер поможет, если значения будут в норме, но отличаться от соседних деталей (вся машина 110, а скажем капот 130), либо будут большие расхождения в пределах одной детали (перепады больше 30 мкм в пределах детали – это повод насторожиться). Но в большинстве случаев вам это не поможет, потому что…
Потому что разницу в толщине слоя лкп между деталями можно нивелировать полировкой, а точнее так называемой «керамикой». Способов уменьшить значения я не знаю (догадываюсь, но не встречал) зато есть ситуация, когда значения можно увеличить, и это не будет означать перекрас.
Это так называемая «керамика» (в первом приближении – эдакая продвинутая полировка). Т.е. имеем абсолютно целый автомобиль, наносим на него 4-5 слоев керамики и вместе с офигительным блеском и защитными свойствами получаем толщину ЛКП на 30-40 мкм выше
Да, керамика действительно увеличивает показания, причем при многократном нанесении весьма значительно. Стандартные 110 мкм можно довести и до 180. Другой вопрос, нафига (не дешево это, в конце концов)?
Но так или иначе обмануть толщиномер таким способом не трудно: т.е., к примеру, имеем несколько ДТП, заменили капот и на нем значения 130 мкм, потом заменили поврежденное крыло, на нем значение 80, потом поменяли дверь и на ней совсем неаккуратные 150. Все это, выражаясь языком официальных дилеров, «в пределах допуска», но все таки не нормально и подозрительно. Поэтому отгоняем наше перекрашенное чудо в грамотный детейлинг и получаем всю машину 170. Тем более, что без полировки такой разукрас не продать.
Все! Толщиномер бессилен, он покажет то, что и должен показать – одинаковые значения по всей машине.
Еще один распространенный способ скрытия перекрашенных деталей – пленка.
Однако завышены они будут ровно на толщину пленки (самая распространенная толщина пленки 100-150-200 мкм). Поэтому тут также может спасти принцип подобия. Если на одной стороне капота 240 мкм, а на другой 290, то значит и под пленкой толщина слоя расходится на 50 мкм, что невозможно при окрасе в заводских условиях. Также маловероятно, что на разные детали нанесли пленку разной толщины: поэтому ели на капоте показывает 210, а на крыльях 340 – скорее всего это косяк.
Ну и совсем трудный и редкий вариант – делать ремонт как надо. Т.е. заменять поврежденные элементы на новые, снимать старый слой краски, делать швы максимально аккуратными и в нужных местах (увы, такой подход характерен как раз для серьезных повреждений и тотала). Так, что не только толщиномер ничего не найдет, но и никакой эксперт ничего не найдет, потому что никаких следов и нет. К счастью, есть еще мастера, которые делают ремонт идеально. Мне такие попадались.
Но это такая редкость, что и рассматривать не стоит.
А самое главное: перекрашенное оперение – это в конце концов не страшно. Главное, чтобы были целыми проемы и стойки. Ведь именно их повреждения обычно тянут за собой изменение геометрии и прочие радости, вроде стреляных подушек и неработающих ремней.
Ну а в следующем посте попробуем прикинуть на практике, сколько денег поможет нам сэкономить толщиномер. И поможет ли…
Выбираем толщиномер лакокрасочного покрытия по типу металлов
Во время эксплуатации автомобиля часто имеет место повреждения ЛКП и кузовных деталей. Отсутствие следов рихтовки, сварки, шпаклёвки и покраски — один из критериев качества автомобиля. У профессионалов (оценщиков, судебных экспертов, мастеров ремонтных мастерских) и рядовых владельцев автомобилей небитые машины ценятся выше. Если визуально обнаружить сварочные швы на заменённых кузовных деталях просто, то качественно выполненную на СТО окраску оперения автомобиля сложно отличить от заводской.
Содержание:
Чтобы правильно оценить техническое состояние ТС и обнаружить следы ремонта и покраски кузова, используется автомобильный толщиномер. Даже диагностирование рихтовки одного элемента оперения снижает рыночную стоимость машины, а автомобиль, побывавший в ДТП, таких повреждённых деталей может иметь несколько. Важно их выявить с помощью толщиномера и с пользой применить полученную информацию:
в случае покупки б/у автомобиля аргументировано попросить скидку, если продавец не уведомил о том, что кузов ремонтировался, красился;
применить повышающий или понижающий коэффициенты при оценке ТС;
правильно определить рыночную стоимость автомобиля.
Прибор прикладывается к исследуемому участку ЛКП и на его дисплее высвечивается толщина краски. Этот показатель сравнивается с информацией от производителя автомобиля, на основании чего можно сделать вывод: был ли ремонт кузова.
Виды толщиномеров
По конструкции и принципу работы толщиномеры бывают нескольких видов: механические, ультразвуковые, магнитные, электромагнитные, вихретоковые, электромагнитновихретоковые.
Механический
С помощью механического прибора толщина краски измеряется поэтапно, при этом покрытию наносится урон. В конструкцию такого устройства входит лезвие с определённым углом заточки, которое врезается в контрольную поверхность и снимает слой ЛКП. Совместно с лезвием работает измерительный микроскоп, который фиксирует размеры полученной царапины. По теореме синусов находится толщина краски, которая является длиной катета треугольника. При этом длина царапины (гипотенуза треугольника) и угол режущего клина известны. Из-за разрушающего характера проведения исследования, толщину ЛКП на автомобиле таким толщиномером особо не измеришь.
Ультразвуковой
Толщиномер преобразует звуковой импульс, исходящий от металлической подложки измеряемого объекта и оцифровывает его в величину толщины контрольного покрытия. Это функциональный и достаточно дорогостоящий прибор, с погрешностью до 3 % от результата замера.
Магнитный
Действие прибора с магнитным сердечником основано на силе притяжения постоянного магнита к металлу. В зависимости от толщины ЛКП и наличия слоя шпаклёвки на измеряемом участке, действие магнита разное. Показания считываются с помощью проградуированной на цилиндре с магнитом шкалы. Конструкция такого индикатора проста, отличается надёжностью и низкой стоимостью. В нём отсутствует электрическая цепь питания: батарейка не нужна, но из-за слабой чувствительности точность измерений низкая.
Электромагнитный
Аппарат, работающий по принципу электромагнита, имеет сердечник с двумя обмотками. Прибор реагирует на изменения магнитного поля металлического основания контрольного участка. Эти колебания оцифровываются, и выводятся на дисплей в виде величины толщины исследуемого покрытия.
Вихретоковый
Измерение ЛКП на алюминиевом капоте или другом цветном металле выполняется с помощью вихретокового устройства. Принцип его работы: одна катушка индуктивности создаёт электрическое поле, которое наводит на поверхность не магнитного металла вихревые токи. Эти вихревые токи улавливаются другой катушкой, индуцируя в ней ток. Обе катушки встроены в датчик, который замеряет разницу между величинами тока в катушках, оцифровывает этот показатель и выдаёт на дисплей толщину ЛКП.
Электромагнитновихретоковый
Двухрежимный электромагнитновихретоковый прибор замеряет толщину ЛКП как на поверхности цветного металла, так и чёрного. Аппарат имеет высокую точность измерений, погрешность которых не превышает 3%. Его используют профессионалы (судебные эксперты, оценщики) и автолюбители.
Для личного нечастого использования достаточно дешёвого прибора, работающего на простом магните. Хоть он и не точен, но пользу своему владельцу принесёт, если им умело пользоваться при покупке б/у автомобиля.
Распространение получили такие форм-факторы толщиномеров: прижимные устройства и приборы пистолетного типа. Аппарат в форме пистолета удобно использовать при непрерывном цикле измерений, для чего нужно зажать курок. При исследовании ЛКП в труднодоступном месте им работать не получится – здесь с задачей справится прижимной прибор. Конструкция прижимного типа, имеющая одну точку касания (датчик), позволяет точно измерить ЛКП на изгибах оперения кузова. Электромагнитный толщиномер работает в диапазоне температур от -25 до +50 градусов Цельсия.
Лучшие модели для черных металлов
Etari ET 333
Диапазон измерений: 0—2000 мкм
Погрешность: ±10 единиц от 0 до 999 мкм, ±(3% + 10 единиц) от 1000 до 2000 мкм
Размеры: 120x40x30 мм
Etari ET 333 стал хитом продаж. Его выбирают для постоянного использования. Доработанный чип сохраняет калибровку устройства. Аппаратом просто пользоваться – достаточно приставить его к контрольной поверхности, после чего автоматически включается дисплей с результатом измерений.
Etari ET 10P
Диапазон измерений: 0—1000 мкм
Погрешность: ±10 Единиц от 0 до 199 мкм, ±(3% + 10 единиц) от 200 до 1000 мкм
Размеры: 148х105х42 мм
Etari ET 10P cамый лучший в форм-факторе пистолетов. Он отключается в режиме бездействия через 30 секунд, имеет дисплей с подсветкой, производит замер за 1 секунду, весит 160 грамм.
Recxon RM 660
Диапазон измерений: 0—1250 мкм
Погрешность: ±2% или 20 мкм
Размеры: 80x42x24 мм
Для частного использования при разовой покупке автомобиля подойдёт Recxon RM 660. Его выбирают по ряду потребительских свойств: недорогой, информативно замеряет участки со шпаклёвкой. На тонко окрашенных деталях, таких как лючок топливного бака, некорректно показывает толщину ЛКП. Это несущественный недостаток модели, если учитывать её низкую стоимость.
Лучшие модели для цветных и черных металлов
Etari ET 555
Диапазон измерений: черные 0—2000 мкм, цветные 0—1000 мкм
Погрешность: черные ±3% от 0 до 199 мкм, ±(3% + 10 единиц) от 200 до 1000 мкм, ±(5% + 10 единиц) от 1001 до 1999 мкм; цветные ±3% от 0 до 199 мкм, ±(3% + 10 единиц) от 200 до 1000 мкм
Размеры: 120×40,4×29,2 мм
Etari ET 555 подойдёт для регулярного использования. Этот аппарат пользуется спросом, им замеряют ЛКП на чёрном и цветном металле. Системная плата улучшена, энергопотребление устройства снижено на 25% по сравнению с его предшественником Etari ET 111. С внедрением нового чипа скорость обработки результатов измерений повысилась на 20%. Его удобно использовать на изгибах деталей. Аппарат получил дисплей с яркой подсветкой и светодиодный фонарик.
Etari ET 444
Диапазон измерений: черные 0—2000 мкм, цветные 0—1000 мкм
Погрешность: черные ±3% от 0 до 199 мкм, ±(3% + 10 единиц) от 200 до 1000 мкм, ±(5% + 10 единиц) от 1001 до 1999 мкм; цветные ±3% от 0 до 199 мкм, ±(3% + 10 единиц) от 200 до 1000 мкм
Размеры: 120×40,4×29,2 мм
Толщиномер Etari ET 444 использует широкая аудитория: профессионалы и автолюбители, которым часто приходится замерять толщину ЛКП. По характеристикам похож на модель Etari ET-555, только отсутствует фонарик. Он может пригодится, поэтому выбирайте из своих потребностей. Автоматически переключается при измерении толщины краски на разных видах металла.
Etari ET 11P
Диапазон измерений: черные 0—2000 мкм, цветные 0—1000 мкм
Погрешность: черные ±3% от 0 до 199 мкм, ±(3% + 10 единиц) от 200 до 1000 мкм, ±(5% + 10 единиц) от 1001 до 1999 мкм; цветные ±3% от 0 до 199 мкм, ±(3% + 10 единиц) от 200 до 1000 мкм
Размеры: 148x105x42 мм
Модель Etari ET 11P ‑ лучшая среди моделей в форм-факторе пистолетов. Прибор настраивается за пару минут, экономичен. Точно измеряет при температурах от -25°С и до +50°С. Его выбирают профессионалы.
Etari ET 200
Диапазон измерений: 0—1250 мкм
Погрешность: ±2% или 20 мкм
Размеры: 80x42x24 мм
Чтобы настроить Etari ET 200 на измерение толщины ЛКП цветного или чёрного металла, нужно нажать кнопку «магнит». Поможет определить следы глубокого ремонта оперения автомобиля. Калибруется нажатием на кнопку «0». Аппарат подойдёт для разовых замеров в частном порядке.
Заключение
Выбирайте электромагнитный толщиномер для черных металлов, отлично подойдет модель Etari ET 333. Для цветных металлов — электромагнитновихретоковый Etari ET 444 или его модификация с фонариком ET 555. Они делают замер за секунду с незначительной погрешностью. Толщиномер в виде пистолета Etari ET 11P удобно держать в руке: пригодится для долгой работы.
Проверьте мастеров и продавцов — выбираем толщиномер
Определить, перекрашивали автомобиль или нет, проще всего с помощью электронного толщиномера. Эксперты ЗР проверили работоспособность семи недорогих приборов, способных подсказать, бывал ли автомобиль в аварии.
Даже опытный взгляд не всегда определит, побывала ли машина в аварии. А прибор измерит толщину лакокрасочных слоев и, соответственно, даст ответ на вопрос — перекрашивали кузовную деталь или нет.
Для экспертизы мы приобрели семь толщиномеров по цене от 1800 до 9400 рублей. Точность их работы мы проверяли на шаблонах фиксированной толщины — от 50 до 2000 мкм, предварительно измеренных образцовым микрометром.
Правда, рубеж 2000 мкм упомянули только три производителя, но для полноты картины мы проверили всех.
Толщина лакокрасочного покрытия на кузовных панелях, окрашенных на заводе, – в диапазоне 80–200 мкм. Если покрытие толще, значит деталь крашеная. Меньшая толщина краски без покрытия лаком свидетельствует о глубокой полировке и очень малом остаточном слое краски. Бóльшие толщины (1000–2000 мкм) встречаются, в основном, на окрашенных промышленных изделиях — например, на крупных металлоконструкциях.
Проверку мы проводили поочередно на стальной основе и на алюминиевой, хотя некоторые производители честно предупреждают, что алюминий их приборы не распознают.
Максимальное количество баллов в нашей экспертизе набрал толщиномер Etari ET555 с русскоязычным дисплеем. В качестве бонуса в нем предусмотрен детектор банкнот: мол, проверяй заодно и деньги за машину! Деньги мы не проверяли — не наша специфика.
Наша справка
Единица измерения mil, используемая во многих приборах, – это не миллиметр, а пришелец из британской системы мер: тысячная доля дюйма. 1 мил = 0,0254 мм, а 1 мм = 39,4 мил. Напоминаем, что микрон — то же самое, что и микрометр. Эта единица измерения использовалась до семидесятых годов прошлого века. 1 мкм = 10 —6 м.
Измерение толщины немагнитных покрытий; диапазон 0–2,0 мм
Примерная цена 1800 руб.
Заявленный диапазон рабочих температур 0–40 °С
Источник питания CR2032 или аналог
Прибор в виде сувенира. Самый дешевый в нашей выборке. На дисплее — всего два разряда. При попытке оценить покрытие толщиной 50 мкм прибор показывает 0,1 мм, ведь более мелкие разряды не предусмотрены, а результат в микрометрах он не отображает. Калибровка не предусмотрена. Чем тоньше измеряемый слой, тем больше погрешность. Ждать точных данных в реальных условиях явно не стоит, однако отличить родное покрытие от более толстого ремонтного с его помощью, видимо, можно. Даже если кузов алюминиевый.
По сумме баллов — последнее место.
Измерение толщины немагнитного покрытия на ферромагнитном материале, диапазон 0–2,00 мм
Примерная цена 2250 руб.
Заявленный диапазон рабочих температур не указан
Источник питания два элемента ААА
Работает только с ферромагнитными материалами, алюминий «не понимает». Из явных минусов отметим замену батареек: необходимо полностью разобрать прибор, извлечь наружу печатную плату — и только после этого сможете установить пару «пальчиков». Забывчивые будут часто менять батарейки: автовыключение не предусмотрено. Результат отображается в миллиметрах, а лучше бы в микрометрах. Точность посредственная. Калибровка не предусмотрена.
Итог: предпоследнее место.
Измерение толщины немагнитных покрытий на металлической поверхности, диапазон 0–1,80 мм
Примерная цена 3700 руб.
Заявленный диапазон рабочих температур 0–40 °С
Источник питания два элемента ААА
Чемпион по неудобству пользования: то выскальзывает, то кнопку непроизвольно нажмешь. Измерения в миллиметрах неудобны — предпочтительнее микрометры. Надписи в нижней части дисплея плохо видны. Калибровка особых сложностей не вызвала, но после нее прибор работоспособен только на том металле, из которого выполнена калибровочная пластина. Хочешь работать с алюминием после стали — калибруй по новой. Точность работы достаточная. В комплект входит множество калибровочных пластин толщиной от 0,05 мм до 1,00 мм.
Итог: пятое место.
Измерение толщины немагнитного и не проводящего ток покрытия на магнитной или немагнитной поверхности металла, диапазон 0–1300 мкм
Примерная цена 3900 руб.
Заявленный диапазон рабочих температур 0–40 °С
Источник питания два элемента ААА
Очень нудная калибровка! Инструкция пугает: мол, при слишком толстом металле прибор будет неработоспособен. На покрытиях от 50 до 500 мкм толщиномер отработал нормально, но измерять 1000 мкм почему-то категорически отказался. В комплекте — шесть тестовых пластин толщиной от 50 до 1000 мкм.
В нашей выборке стал четвертым.
Измерение толщины ЛКП на токопроводящих поверхностях, диапазон 0–1000 мкм
Примерная цена 7100 руб.
Заявленный диапазон рабочих температур 0–50 °С
Источник питания батарейка 9 В, 6F22
Эргономика никудышная. Как, к примеру, померить таким «пистолетом» толщину покрытия на крыше минивэна? Инструкция написана коряво, да еще и с опечатками. Батарейку типа «Крона» в первом попавшемся магазине не купишь. Калибровка довольно нудная. При каждом замере надо нажимать на «курок». Точность показаний вполне приемлемая, да и к дисплею претензий нет. В комплект входят эталонные шайбы и пластина с заявленной толщиной 1006 мкм.
По сумме баллов — третье место.
Измерение толщины покрытий изделий из черных или цветных металлов, диапазон — от 0 до 1250 мкм
Примерная цена 9400 руб.
Заявленный диапазон рабочих температур 0–50 °С
Источник питания батарейка 9 В, 6F22
Самое дорогое изделие в нашей выборке. Солидная упаковка, набор тестовых пластин (101, 252, 495 и 1020 мкм), возможность подключения к компьютеру — не стыдно подарить. Но производитель перемудрил: получился эдакий электронный молоток вместо простого инструмента для забивания гвоздей. Даже включается устройство с выпендрежем — так сказать, загружается. И для замены батарейки нужна отвертка. Точность работы нормальная.
А по сумме баллов — серебро.
Измерение толщины железосодержащих и железонесодержащих покрытий на черных и цветных металлах; на черных металлах — до 2000 мкм, на цветных — до 1000 мкм
Примерная цена 7000 руб.
Заявленный диапазон рабочих температур —25. +50 °С
Источник питания два элемента ААА
Логика работы прибора понятна интуитивно. Претензий не вызвал ни по одному пункту. Точность работы высокая. В комплект поставки входит шаблон (102 мкм).
По нашим оценкам — круглый отличник и, следовательно, победитель.
Как выбрать?
Основными критериями при выборе толщиномера, помимо итогов нашей экспертизы, являются следующие характеристики.
- Форма прибора. Предпочтительнее простейшая форма типа «шоколадный батончик»: всяческие «пистолеты» неудобны при замерах как на горизонтальных, так и на вертикальных поверхностях.
- Источник питания. Желательны батарейки, продаваемые на каждом углу, – например, типа ААА.
- Наличие калибровки минимизирует погрешность измерений.
- Подсветка дисплея и проверяемого участка кузова поможет при работе в темноте.
- Шкала в микрометрах. Гораздо удобнее считывать показания типа 115 мкм, чем 0,12 мм.
- Работа с разными металлами. Прибор должен легко переходить со стали на алюминий и обратно, не требуя дополнительной калибровки.
Всем счастливого пути на исправном автомобиле!
Выбираем толщиномер лакокрасочного покрытия по типу металлов
Во время эксплуатации автомобиля часто имеет место повреждения ЛКП и кузовных деталей. Отсутствие следов рихтовки, сварки, шпаклёвки и покраски — один из критериев качества автомобиля. У профессионалов (оценщиков, судебных экспертов, мастеров ремонтных мастерских) и рядовых владельцев автомобилей небитые машины ценятся выше. Если визуально обнаружить сварочные швы на заменённых кузовных деталях просто, то качественно выполненную на СТО окраску оперения автомобиля сложно отличить от заводской.
Содержание:
Чтобы правильно оценить техническое состояние ТС и обнаружить следы ремонта и покраски кузова, используется автомобильный толщиномер. Даже диагностирование рихтовки одного элемента оперения снижает рыночную стоимость машины, а автомобиль, побывавший в ДТП, таких повреждённых деталей может иметь несколько. Важно их выявить с помощью толщиномера и с пользой применить полученную информацию:
в случае покупки б/у автомобиля аргументировано попросить скидку, если продавец не уведомил о том, что кузов ремонтировался, красился;
применить повышающий или понижающий коэффициенты при оценке ТС;
правильно определить рыночную стоимость автомобиля.
Прибор прикладывается к исследуемому участку ЛКП и на его дисплее высвечивается толщина краски. Этот показатель сравнивается с информацией от производителя автомобиля, на основании чего можно сделать вывод: был ли ремонт кузова.
Виды толщиномеров
По конструкции и принципу работы толщиномеры бывают нескольких видов: механические, ультразвуковые, магнитные, электромагнитные, вихретоковые, электромагнитновихретоковые.
Механический
С помощью механического прибора толщина краски измеряется поэтапно, при этом покрытию наносится урон. В конструкцию такого устройства входит лезвие с определённым углом заточки, которое врезается в контрольную поверхность и снимает слой ЛКП. Совместно с лезвием работает измерительный микроскоп, который фиксирует размеры полученной царапины. По теореме синусов находится толщина краски, которая является длиной катета треугольника. При этом длина царапины (гипотенуза треугольника) и угол режущего клина известны. Из-за разрушающего характера проведения исследования, толщину ЛКП на автомобиле таким толщиномером особо не измеришь.
Ультразвуковой
Толщиномер преобразует звуковой импульс, исходящий от металлической подложки измеряемого объекта и оцифровывает его в величину толщины контрольного покрытия. Это функциональный и достаточно дорогостоящий прибор, с погрешностью до 3 % от результата замера.
Магнитный
Действие прибора с магнитным сердечником основано на силе притяжения постоянного магнита к металлу. В зависимости от толщины ЛКП и наличия слоя шпаклёвки на измеряемом участке, действие магнита разное. Показания считываются с помощью проградуированной на цилиндре с магнитом шкалы. Конструкция такого индикатора проста, отличается надёжностью и низкой стоимостью. В нём отсутствует электрическая цепь питания: батарейка не нужна, но из-за слабой чувствительности точность измерений низкая.
Электромагнитный
Аппарат, работающий по принципу электромагнита, имеет сердечник с двумя обмотками. Прибор реагирует на изменения магнитного поля металлического основания контрольного участка. Эти колебания оцифровываются, и выводятся на дисплей в виде величины толщины исследуемого покрытия.
Вихретоковый
Измерение ЛКП на алюминиевом капоте или другом цветном металле выполняется с помощью вихретокового устройства. Принцип его работы: одна катушка индуктивности создаёт электрическое поле, которое наводит на поверхность не магнитного металла вихревые токи. Эти вихревые токи улавливаются другой катушкой, индуцируя в ней ток. Обе катушки встроены в датчик, который замеряет разницу между величинами тока в катушках, оцифровывает этот показатель и выдаёт на дисплей толщину ЛКП.
Электромагнитновихретоковый
Двухрежимный электромагнитновихретоковый прибор замеряет толщину ЛКП как на поверхности цветного металла, так и чёрного. Аппарат имеет высокую точность измерений, погрешность которых не превышает 3%. Его используют профессионалы (судебные эксперты, оценщики) и автолюбители.
Для личного нечастого использования достаточно дешёвого прибора, работающего на простом магните. Хоть он и не точен, но пользу своему владельцу принесёт, если им умело пользоваться при покупке б/у автомобиля.
Распространение получили такие форм-факторы толщиномеров: прижимные устройства и приборы пистолетного типа. Аппарат в форме пистолета удобно использовать при непрерывном цикле измерений, для чего нужно зажать курок. При исследовании ЛКП в труднодоступном месте им работать не получится – здесь с задачей справится прижимной прибор. Конструкция прижимного типа, имеющая одну точку касания (датчик), позволяет точно измерить ЛКП на изгибах оперения кузова. Электромагнитный толщиномер работает в диапазоне температур от -25 до +50 градусов Цельсия.
Лучшие модели для черных металлов
Etari ET 333
Диапазон измерений: 0—2000 мкм
Погрешность: ±10 единиц от 0 до 999 мкм, ±(3% + 10 единиц) от 1000 до 2000 мкм
Размеры: 120x40x30 мм
Etari ET 333 стал хитом продаж. Его выбирают для постоянного использования. Доработанный чип сохраняет калибровку устройства. Аппаратом просто пользоваться – достаточно приставить его к контрольной поверхности, после чего автоматически включается дисплей с результатом измерений.
Etari ET 10P
Диапазон измерений: 0—1000 мкм
Погрешность: ±10 Единиц от 0 до 199 мкм, ±(3% + 10 единиц) от 200 до 1000 мкм
Размеры: 148х105х42 мм
Etari ET 10P cамый лучший в форм-факторе пистолетов. Он отключается в режиме бездействия через 30 секунд, имеет дисплей с подсветкой, производит замер за 1 секунду, весит 160 грамм.
Recxon RM 660
Диапазон измерений: 0—1250 мкм
Погрешность: ±2% или 20 мкм
Размеры: 80x42x24 мм
Для частного использования при разовой покупке автомобиля подойдёт Recxon RM 660. Его выбирают по ряду потребительских свойств: недорогой, информативно замеряет участки со шпаклёвкой. На тонко окрашенных деталях, таких как лючок топливного бака, некорректно показывает толщину ЛКП. Это несущественный недостаток модели, если учитывать её низкую стоимость.
Лучшие модели для цветных и черных металлов
Etari ET 555
Диапазон измерений: черные 0—2000 мкм, цветные 0—1000 мкм
Погрешность: черные ±3% от 0 до 199 мкм, ±(3% + 10 единиц) от 200 до 1000 мкм, ±(5% + 10 единиц) от 1001 до 1999 мкм; цветные ±3% от 0 до 199 мкм, ±(3% + 10 единиц) от 200 до 1000 мкм
Размеры: 120×40,4×29,2 мм
Etari ET 555 подойдёт для регулярного использования. Этот аппарат пользуется спросом, им замеряют ЛКП на чёрном и цветном металле. Системная плата улучшена, энергопотребление устройства снижено на 25% по сравнению с его предшественником Etari ET 111. С внедрением нового чипа скорость обработки результатов измерений повысилась на 20%. Его удобно использовать на изгибах деталей. Аппарат получил дисплей с яркой подсветкой и светодиодный фонарик.
Etari ET 444
Диапазон измерений: черные 0—2000 мкм, цветные 0—1000 мкм
Погрешность: черные ±3% от 0 до 199 мкм, ±(3% + 10 единиц) от 200 до 1000 мкм, ±(5% + 10 единиц) от 1001 до 1999 мкм; цветные ±3% от 0 до 199 мкм, ±(3% + 10 единиц) от 200 до 1000 мкм
Размеры: 120×40,4×29,2 мм
Толщиномер Etari ET 444 использует широкая аудитория: профессионалы и автолюбители, которым часто приходится замерять толщину ЛКП. По характеристикам похож на модель Etari ET-555, только отсутствует фонарик. Он может пригодится, поэтому выбирайте из своих потребностей. Автоматически переключается при измерении толщины краски на разных видах металла.
Etari ET 11P
Диапазон измерений: черные 0—2000 мкм, цветные 0—1000 мкм
Погрешность: черные ±3% от 0 до 199 мкм, ±(3% + 10 единиц) от 200 до 1000 мкм, ±(5% + 10 единиц) от 1001 до 1999 мкм; цветные ±3% от 0 до 199 мкм, ±(3% + 10 единиц) от 200 до 1000 мкм
Размеры: 148x105x42 мм
Модель Etari ET 11P ‑ лучшая среди моделей в форм-факторе пистолетов. Прибор настраивается за пару минут, экономичен. Точно измеряет при температурах от -25°С и до +50°С. Его выбирают профессионалы.
Etari ET 200
Диапазон измерений: 0—1250 мкм
Погрешность: ±2% или 20 мкм
Размеры: 80x42x24 мм
Чтобы настроить Etari ET 200 на измерение толщины ЛКП цветного или чёрного металла, нужно нажать кнопку «магнит». Поможет определить следы глубокого ремонта оперения автомобиля. Калибруется нажатием на кнопку «0». Аппарат подойдёт для разовых замеров в частном порядке.
Заключение
Выбирайте электромагнитный толщиномер для черных металлов, отлично подойдет модель Etari ET 333. Для цветных металлов — электромагнитновихретоковый Etari ET 444 или его модификация с фонариком ET 555. Они делают замер за секунду с незначительной погрешностью. Толщиномер в виде пистолета Etari ET 11P удобно держать в руке: пригодится для долгой работы.
Толщиномер. Виды и применение. Как выбрать и работа. Особенности
Толщиномер – это точный прибор, который позволяет измерить толщину материала или покрывающего его слоя. С его помощью можно определить высоту наслоения ржавчины, шпаклевки, грунтовки или лакокрасочных материалов. Проведение измерений осуществляется без нарушения целостности материала.
Где используется толщиномер
Толщиномеры являются востребованным оборудованием в различных отраслях промышленности и строительства. В первую очередь они используются в машиностроении для контроля толщины лакокрасочного покрытия на кузове автомобиля. Кроме этого, их применяют в сервисных центрах при проведении предпродажной диагностики автомобилей для выявления скрытых дефектов кузова.
К примеру, если машина была участником ДТП, после чего имеющиеся в ней вмятины обработали шпаклевкой и закрасили, это можно выявить с помощью толщиномера. Прибор покажет, что в определенном месте толщина покрывающего кузов слоя больше, чем на остальных участках. Можно будет не только понять, что на данном участке проводились кузовные работы, но и определить какой глубины скрытая вмятина. Это позволяет бороться с недобросовестными продавцами, стремящимися выдать проблемный автомобиль за машину в безупречном техническом состоянии. Данное оборудование используют в своей профессиональной деятельности автомаляры, эксперты оценщики, страховые агенты и полировщики.
Толщиномеры нашли применение в строительстве. С их помощью осуществляется проверка слоя изоляционных материалов и других покрытий, которые наносятся на коммуникации. Данное оборудование используют проверяющие инспекторы при обследовании объектов перед их сертификацией.
Разновидности толщиномеров
Толщиномер является весьма востребованным оборудованием, поэтому неудивительно, что существует довольно много разновидностей этого инструмента.
В зависимости от применяемой технологии для обеспечения работы и точного измерения данное оборудование разделяется на следующие виды:
- Механические.
- Электромагнитные.
- Ультразвуковые.
- Магнитные.
- Вихретоковые.
Механические
Механические устройства называют толщиномерами мокрого слоя. Обычно они представляют шестигранную пластину из пластмассы, алюминия или стали. На краях пластинки вырезана гребенка с нанесенной разметкой. Данный инструмент является самым простым из всей линейки толщиномеров и стоит копейки. Он предназначен для контроля толщины слоя лакокрасочного или другого покрытия сразу после его нанесения пока тот не застыл. Контроль параметров слоя необходим для предотвращения перерасхода покрывающих материалов, а также предотвращает продолжительную сушку, поскольку чем толще слой, тем дольше он высыхает.
Чтобы воспользоваться таким толщиномером необходимо сразу после нанесения слоев прижать торец гребенки к окрашенной поверхности. Подождав несколько секунд, гребенка извлекается. На ее зубьях отпечатывается краска. По той линии, куда она доходит, и определяется высота слоя. После этого гребенка протирается растворителем, чтобы очистить налипшую краску. Данный инструмент является самым дешевым, поэтому неудивительно, что у него есть недостатки. После касания к окрашенной поверхности на той остается след от сдавливания. В связи с этим таким толщиномером можно воспользоваться только если окрашивается не слишком ответственная поверхность. К примеру, если тестировать таким способом автомобиль, то не приходится рассчитывать на то, что он будет идеально глянцевым или матовым по всему периметру.
Электромагнитные приборы
Электромагнитные толщиномеры используют два физических явления – магнитная индукция и эффект Холла. Эти приборы позволяют измерять плотность магнитного поля. Данный инструмент относится к более высокой ценовой категории. Он позволяет снимать данные без механического повреждения слоя. Это оборудование применяется для измерения толщины покрытия на металлических поверхностях. Чем слабее магнитное поле, тем толще изолирующий слой. Данное оборудование позволяет снимать данные с погрешностью до 3%.
Ультразвуковые устройства
Ультразвуковой толщиномер является одним из самых совершенных. Он осуществляет диагностику поверхности с помощью ультразвуковых волн. Такие устройства не только позволят определить какая общая толщина покрытия, но и снять точные данные по каждому нанесенному слою, если они сделаны из разных материалов. К примеру, с помощью такого инструмента можно определить толщину лака, краски и грунтовки. Если под ними есть шпаклевка, то можно измерить и ее параметры. Подобные инструменты обладают высокой точностью, поэтому используются для контроля качества на производстве. Ультразвуковые устройства работают практически с любыми материалами, в том числе стеклом и керамикой.
Данное оборудование широко используется, но существуют материалы, для которых оно малопригодно. В первую очередь это бетон, древесина и пенопласт. Прибор снимает данные без разрушения поверхности. Принцип его работы заключается в отправке звуковых импульсов на измеряемую поверхность. Волны отражаются от материала, что воспринимается чувствительным датчиком. От отраженных импульсов осуществляется расчет толщины материала или покрывающего слоя. Данный инструмент работает очень быстро. Чтобы получить данные по определенной точке на поверхности проверяемого изделия нужно всего 1-2 секунды.
Магнитные приборы
Магнитный толщиномер имеет в своем корпусе постоянный магнит. Данное устройство позволяет проводить тестирование различных материалов, но при этом они должны быть нанесены на металлическую поверхность, которая взаимодействует с магнитом. Их можно использовать для проверки толщины лакокрасочного покрытия на автомобилях, металлической сетке и прочих изделиях из черного металла. Оценка толщины слоя определяется по тому, насколько сильно уменьшается магнитное поле по причине отдаления созданного изоляционным слоем. Специальная откалиброванная шкала выводит данные в метрической системе на механический или электронный дисплей.
Вихретоковые устройства
Вихретоковый толщиномер применяется для измерения толщины слоя на токопроводящих поверхностях. Зонд устройства генерирует переменное магнитное поле, которое при контакте с металлической поверхности создают вихревые токи. Они приводят к образованию собственного электромагнитного поля, показатели которого зависят от толщины изоляционного слоя поверхности измерения. Чувствительный элемент устройства снимают данные показатели и переводит их в метрическую систему, показывая толщину покрываемого слоя.
Данное устройство показывает очень точный результат при работе с медью или алюминием. Для черных металлов погрешность увеличивается. Достоинство данного оборудования над магнитными устройствами заключается в том, что оно может измерять толщину на тех металлах, которые не берутся магнитом.
Критерии выбора толщиномера
Выбирая толщиномер, следует серьезно подойти к изучению его технических характеристик. Почти каждая разновидность данного оборудования показывает себя хорошо с определенными материалами и непригодна для других. В связи с этим в первую очередь нужно ориентироваться по той работе, которая будет осуществляться в дальнейшем. В том случае, если нужно универсальное устройство, дающее точные данные и без механического повреждения объекта измерения, стоит отдать предпочтение ультразвуковым толщиномерам. Если прибор необходим для диагностики лакокрасочного покрытия автомобилей, то можно обойтись любой разновидностью, кроме механических гребенок.
Подбирая различные модели инструментов, стоит обращать внимание в первую очередь на уровень погрешности. К примеру, в ультразвуковых приборов высокого качества погрешность составляет 1%, в остальных хорошо выполненных приборах работающих по другому типу, неточность может составлять до 3%. У самого дешевого ассортимента оборудования, данный показатель может быть существенно выше. Если требуется проведение экспертной оценки, то естественно применяемые толщиномеры должны быть очень точными и относиться к классу профессионального оборудования.
Также немаловажными критериями выбора являются внешние параметры, такие как форма и вес. Компактные приборы гораздо удобней, чем громоздкие. Современные толщиномеры даже в компактном исполнении зачастую отличаются высокой точностью измерений, поэтому нельзя полагать, что чем крупнее устройство, тем оно лучше. Также оборудование отличается между собой по степени влагозащиты и температурному диапазону работы. Одни могут использоваться только в сухую погоду при температуре от -20 до +50 градусов, в то время как другие удастся применить даже в проливной дождь.
Немаловажным аргументом в пользу определенных моделей является их ударопрочность. Одни устройства при падении сразу же выходят со строя, в то время как другие способны выдержать серьезную встряску и удар от падения с высоты 2 м. Более совершенные толщиномеры позволяют сохранять данные в своей памяти. Это очень удобно, поскольку измерения можно будет выписать в дальнейшем, если это потребуется. Толщиномеры с памятью используют эксперты оценщики.