Пандусы для инвалидов: закон, нормы и требования - Floresnsk.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Пандусы для инвалидов: закон, нормы и требования

Пандусы для инвалидов: закон, нормы и требования

Пандус – конструкция, имеющая уклон, по которой маломобильные группы населения могут подняться к входу в общественных местах или жилых зданиях. На данный момент огромное внимание уделяется возможности инвалидов пользоваться услугами наравне с остальными группами населения, не имеющими проблем со здоровьем и комфортно чувствовать себя в жилых зданиях. Необходимость возведения пандусов регламентируется законом «О социальной защите инвалидов».

Нормативно-правовая база необходимости установки пандуса

На данный момент существует огромное количество правовых актов, которые регламентируют доступную среду для инвалидов и устанавливают требования для ее воплощения в жизнь:

Конвенция ООН по правам инвалидов. Это международный документ, согласно которому все страны – участники обязаны соблюдать его требования, то есть предоставлять инвалидам подобающий жизненный уровень и социальную защищенность наравне с другими гражданами. Данный документ ратифицирован и принят Россией в 2012 году. Инвалидам, в соответствии с текстом документа гарантируется равный и беспрепятственный доступ к городской и сельской инфраструктуре, транспорту и связи, а также к квартирам в жилых домах.

Конституция Российской Федерации. Согласно статье 17 данного документа, Российская Федерация относится к типу социального государства, которое должно социально защищать и обеспечивать подобающие условия жизни малозащищенным слоям населения.

Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». Принят данный закон в ноябре 1995 года и с того момента провозглашено право инвалидов на свободное посещение общественных мест, без ограничений.

С 1 января 2016 года в закон вошли поправки, которые в большей мере касаются создания комфортной среды для жизни инвалидов. Инвалиды, которые не в силах самостоятельно передвигаться из-за проблем со зрением, смогут получить бесплатное сопровождение на объектах инженерного типа (вокзалах, аэропортах). Все органы государственной и муниципальной власти, а также юридические лица обяжут предпринимать действия по обустройству объектов необходимыми для инвалидов пандусами и другими важными сооружениями.

Программа Российской Федерации «Доступная среда». Данная программа разработана в 2009 году. Ее целью является к концу 2020 года создать по всей стране беспрепятственный доступ инвалидов к городской инфраструктуре. Выполнены должны будут следующие требования:

  • Создание единой базы инвалидов в каждом регионе.
  • Организация межведомственного взаимодействия для проведения экспертиз.
  • Организация доступности государственной системы.
  • Выявление существующих в каждом регионе проблем, связанных с жизнью инвалидов.
  • Улучшение жизненных условий инвалидов.
  • Реализация каждым человеком с ограниченными способностями себя в профессиональной сфере, а также обеспечение всевозможной поддержкой государства и социальной защитой.
  • Создание необходимого количества пандусов, имеющих правильный уклон, а также других жизненно важных для инвалидов конструкций.

Нормативные акты регионов Российской Федерации и министерств, которые помогают в реализации описанных выше законов и документов конкретно в каждом регионе.

ГОСТы, по которым устанавливается доступность общественных объектов, а также устанавливаются требования по сооружению необходимых для беспрепятственного доступа конструкций в зданиях и около них.

Требования к конструкции пандуса

Мы подробней остановимся на последнем документе – это ГОСТы, которые регламентируют требования к построению пандуса, в частности, возьмем СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В нем освещена как основная информация по проектированию инфраструктуры для инвалидов в общественных и жилых местах, так и та, что касается каждой отдельной части пандуса, в частности, ширина, уклон, поручни.

Разновидности пандусов

Стационарный – конструкции, которые устанавливаются на длительное время, имеющие правильный угол наклона. Бывают одно- и двупролетные, у которых больше ширина, то есть они обеспечивают движение сразу нескольких колясок, изготавливаются непосредственно по замерам, установленным ГОСТом.

Откидной – конструкция, монтируемая в ограниченном по площади месте, поэтому имеющая возможность подниматься и крепиться к стене специальным механизмом, во избежание помех при движении пешеходов. Очень удобен для монтажа в жилых домах, в которых ширина лестничного пролета не позволяет установить стационарный пандус.

Съемные – конструкции малых размеров, которые можно достать в любое время и положить в нужное место, а после сложить и убрать. Делятся на ролл пандусы, раздвижные, телескопического типа, рампы. В основном используются для пересечения малых неровностей, где не требуется большой уклон.

Размеры пандусов

Установка пандуса обязательна, если уровень поверхности меняется более, чем на 4 см. При установке должны соблюдаться требования по размерам, которые прописаны в ГОСТе:

  • С верхней и нижней стороны пандуса обязательно должны присутствовать площадки, которые по размерам должны быть больше габаритов стандартных инвалидных колясок для возможности проведения манипуляции и разворота.
  • Если пандус предусматривается с односторонним движением, то ширина конструкции может быть не меньше 90 см, а если движение двустороннее, то ширина его – не менее 180 см.
  • Если пролет пандуса длиной более, чем 9 метров, то обязательно наличие промежуточных площадок.
  • Пандус с возможностью поворота, ширина которого 90 см, снабжается промежуточной площадкой размером 140*140 см.
  • Поворотный пандус на 180 градусов позволяет развернуться коляске только на площади 180*150 см.
  • Бесповоротный механизм, ширина которого 90 см, должен иметь площадку с габаритами 140*90 см.
  • Перед площадками должны быть небольшие выступы, которые предотвратят скатывание колясок вниз из-за того, что сооружение имеет уклон.
  • При монтаже дополнительных площадок следует учитывать их форму. Так, прямоугольные дают меньше простора для маневров коляски, чем овальные или полукруглые.

Угол наклона пандуса

Данную характеристику измеряют в процентах. Она также очень значима при монтаже пандуса и должна выполняться в соответствии с нормами:

  1. В общественных зданиях устанавливают пандусы с углом наклона не более 5%. Это в общей сложности угол в 2,9 градуса, при этом высота конструкции должна быть равна 80 см.
  2. В исключительных случаях, при неровной поверхности с большими перепадами, допускается монтировать пандус, имеющий угол наклона до 10 %, что в градусах будет равно 5,7.
  3. В случае если вертикальный подъем пандуса не превышает 50 см, а сама конструкция временного типа, уклон может быть 8%, то есть угол будет составлять 4,8 градуса.

Поручни

Перила имеют огромное значение для инвалидов, так как без них просто невозможно без посторонней помощи подняться или спуститься, так как пандус имеет уклон. Именно поэтому устанавливать их нужно правильно, соблюдая нормы, чтобы человек с ограниченными возможностями не испытывал дискомфорт при эксплуатации пандуса:

  • Может производиться установка как парных, так и одинарных поручней.
  • Установка должна быть непрерывной на каждом участке конструкции.
  • Идеальный вариант сечения круглого металлического профиля для поручней – 40 мм.
  • Крепить перила нужно с внутренней стороны параллельно движению.
  • По окончании марша необходимо оставить небольшой выступ, равный 30 см.

Ответственность заинтересованных лиц за несоблюдение правил по установке пандуса

Несмотря на то что принят ряд законов и программ на поддержание подобающего уровня жизни инвалидов и предоставления им беспрепятственного доступа к общественным зданиям, а также созданы требования, соблюдение которых обязательно, множество входов в магазины, аптеки, кинотеатры, места общественного назначения не оборудованы достаточным количеством пандусов для инвалидных колясок. К тому же часто строители возводят конструкцию, имеющую такой уклон, по которому невозможно передвигаться, что является откровенным нарушением всех норм. Нередки случаи, когда не соблюдается даже ширина пандуса. Существует ответственность, которую несут государственные власти и частные предприниматели, а также юридические лица, не обеспечивающие безбарьерный доступ к своим заведениям:

  • Конструкция, сделанная не по нормам, в частности если не соблюдена ширина и уклон, будет демонтирована.
  • На должностное лицо, ответственное за отсутствие необходимого оборудования для малоподвижных групп людей в общественных зданиях налагается взыскание в количестве до 3 тысяч рублей.
  • На юридическое лицо, виновное в том же проступке, налагается административный штраф уже в большем объеме – от 20 до 30 тысяч рублей.
  • За некачественную услугу полагается штраф до 50 тысяч рублей согласно статье 41.1 «Кодекса об административных правонарушениях».

Если установлен факт нарушения законодательства об инвалидах, то можно запросить установку пандуса в общественных зданиях. Для этого необходимо обратиться в отдел социальной защиты с письменным заявлением, в котором будет указана необходимость возведения конструкции, ее вид.

Пандус очень важен для передвижения определенных групп населения. Это единственная возможность для инвалида подняться и спуститься, попасть туда, куда ему нужно войти. На данный момент законодательство всячески защищает инвалидов и старается обеспечить им равные возможности при посещении общественных мест. Есть определенные требования по монтажу пандуса, которые устанавливаются ГОСТами и СниПами, в которые включается ширина, требования к поручням и промежуточным площадкам, уклон. Если требования не соблюдаются, то это ведет за собой административную ответственность и выплату штрафа.

ФЗ о социальной защите инвалидов: законодательная база, требования к пандусам

Некоторые категории жителей России являются маломобильными и не могут пользоваться стандартной лестницей. Для них предусмотрена установка конструкций, позволяющих попасть в нужное место без лишних усилий. Нюансы монтажа регламентирует закон о пандусах в 2020 году.

Федеральный закон о пандусах: официальный текст и изменения

  • Конвенция ООН по правам инвалидов;
  • Конституция РФ;
  • программа «Доступная среда»;
  • ФЗ 181 «О социальной защите инвалидов».

Основную юридическую силу имеет именно федеральный закон, который был принят депутатами Госдумы в 1995 г. В документе прописано, что люди с ограниченными возможностями должны иметь право свободно посещать любые общественные места. Последние правки в официальный текст вносились в 2016 г. Согласно действующим положениям, представителей власти обязали следить за тем, чтобы все здания были оборудованы специальными конструкциями. Предлагаем ознакомиться с внесенными правками и скачать закон о пандусах по следующей ссылке.

Нормативы для установки пандусов

То, как и где должны быть смонтированы специальные конструкции, определяется ГОСТом. Действующие документы регламентируют размер, уровень наклона, место для установки. Согласно современному законодательству, пандус должен располагаться у входа в здание и на лестничном пролете.

Сегодня разработаны несколько видов конструкций:

  • стационарные. Устанавливаются на долгий срок, могут быть достаточно широкими для того, чтобы по ним могли проехать одновременно две инвалидные коляски;
  • откидные. Их монтируют на участках с ограниченной площадью. Для освобождения пространства пандус можно поднять к стене;
  • съемные. Этот тип конструкций является наиболее мобильным. Представляет собой две металлические полосы, которые легко достаются и убираются при необходимости.
Читайте также:  Дымоход для печи из кирпича в бане

Действующие стандарты предполагают, что пандусами должен оснащаться вход в помещение, если перепад поверхности превышает 4 см. Также необходимо учитывать следующие нормативы:

  • внизу и наверху конструкции предусматриваются широкие площадке, на которых можно развернуть коляску;
  • ширина стандартного пандуса – не менее 90 см, а если предусмотрено движение в две стороны – не менее 180 см;
  • при длине конструкции более 9 м монтируются дополнительные площадки.

Определенные требования предъявляются к углу наклона. Стандартным считается показатель в 4 – 5%, при этом высота конструкции не должна превышать 80 см. В редких случаях разрешено увеличить угол наклона до 10% (если площадь неровная и имеет большие перепады). Если подъем не более 50 см и устанавливается временный пандус, угол может быть равен 8%.

Действуют следующие нормативы в отношении поручней:

  • в зависимости от типа конструкции монтируют поручни на одной стороне либо на обеих;
  • не допускаются пустые места между перилами, они должны быть едиными;
  • поручни устанавливают на внутренней стороне, параллельно движению;
  • выбирают сечение профиля 40 мм, а сами перила должны находиться на высоте 90 см;
  • поручни должны заканчиваться на расстоянии 30 см до конца пандуса.

Кто должен устанавливать пандусы

Согласно закону, в многоквартирных жилых домах монтажом конструкций для маломобильных групп населения должна заниматься управляющая компания, ТСЖ или ЖЭК. Для того чтобы подъезд или общественное здание оборудовали пандусом, можно написать письменную заявку в органы социальной защиты. Самостоятельная установка не только невозможна, но и запрещена, поскольку при монтаже необходимо соблюсти все нормативы.

После отправки обращения на место должен выехать специалист. Он составит смету и вынесет решение по поводу того, установка какой модели нужна в конкретном случае. Рассмотрение заявки может занять один месяц.

Куда пожаловаться, если пандусы отсутствуют

Закон определяет, что люди с ограниченными возможностями должны иметь беспрепятственный доступ во все здания и общественные места. Если требуется монтаж конструкции около подъезда многоквартирного дома, следует составить письменное обращение на имя руководителя управляющей компании, председателя ТСЖ или в адрес любой другой организации, осуществляющей обслуживание дома.

Если после обращения последовал отказ, требуется составить жалобу в одно из следующих ведомств:

  • Государственная жилищная инспекция;
  • Роспотребнадзор (в службу необходимо обращаться, если отсутствует пандус в магазине);
  • прокуратура;
  • администрация;
  • районный суд.

Пожаловаться можно не только на отсутствие конструкции, но и на ее несоответствие действующим стандартам. Предусмотрены штрафы за отсутствие пандусов. Для должностных лиц сумма денежного взыскания составляет 3 тыс. руб., для юридических – от 20 до 30 тыс. руб. Если конструкция была смонтирована неправильно, это грозит штрафом в размере 50 тыс. руб.

Знать закон о социальной защите инвалидов следует людям с ограниченными возможностями. Это позволит им отстаивать свои права на юридических основаниях. Однако с текстом законопроекта следует ознакомиться и владельцам торговых точек, чтобы произвести установку пандусов согласно действующим нормам и избежать штрафов.

Свод правил СП 59.13330.2012 “СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605) (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 г. N 798/пр (в редакции приказа Минстроя России от 10 февраля 2017 г. N 86/пр) настоящий Свод правил признан не подлежащим применению с момента введения в действие СП 59.13330.2016, за исключением пунктов настоящего Свода правил, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521, до внесения соответствующих изменений в названный Перечень

Свод правил СП 59.13330.2012
“Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”
Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001
(утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605)

С изменениями и дополнениями от:

21 октября 2015 г., 14 ноября 2016 г., 10 февраля 2017 г.

Accessibility of buildings and structures for persons with disabilities and persons with reduced mobility

Дата введения 1 января 2013 г.

ГАРАНТ:

ГАРАНТ:

Настоящий документ был включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений

1 Исполнители – Автономная некоммерческая организация “Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи” (АНО “Оргкомитет “Сочи 2014”); Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация “Российская ассоциация спортивных сооружений” (ОФСОО “РАСС”); Общероссийская негосударственная некоммерческая организация “Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство” (“Национальное объединение строителей”); Открытое акционерное общество “Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений (ОАО “ЦНИИПромзданий”); Открытое акционерное общество “Институт общественных и жилых зданий, сооружений и комплексов” (ОАО “Институт общественных зданий”); Общество с ограниченной ответственностью “Институт спортивных сооружений” (ООО “ИСС”). Изменение N 1 к СП 59.13330.2012 – ООО “Институт общественных зданий”

2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”

3 Подготовлен к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики. Изменение N 1 к СП 59.13330.2012 подготовлено к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 Утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27 декабря 2011 г. N 605 и введен в действие с 01 января 2013 г. В СП 59.13330.2012 “СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения” внесено и утверждено изменение N 1 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 октября 2015 г. N 750/пр и введено в действие с 26 октября 2015 г.

5 Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Актуализация СНиП 35-01-2001 в формате свода правил проведена в рамках выполнения части 5 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент “О безопасности зданий и сооружений”, а также п. 2 Плана мероприятий по созданию безбарьерной среды для целей проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Впервые в российский нормативный документ введен новый прогрессивный принцип “универсальный проект (дизайн)”, который заявлен в Конвенции, как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.

В настоящем нормативном документе реализованы требования Федерального закона от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ “Градостроительный кодекс Российской Федерации”, Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ”, Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.

Актуализация выполнена авторским коллективом: “Национальное объединение строителей” (руководитель темы – канд. экон. наук С.В. Пугачев); ОФСОО “РАСС” (зам. руководителя темы – д-р психол. наук В.Б. Мяконьков, технический директор Л.Б. Гутман, ведущий специалист И.П. Камчаткин); ОАО “Институт общественных зданий” (зам. руководителя темы по научной работе, общая редакция – канд. архитектуры A.M. Гарнец); ООО “ПожМонтажГрупп” (инженер А.В. Апаков); Департамент социальной защиты населения г. Москвы (специалист А.В. Варсанофьев); ГУП “МНИИТЭП” (нач. электроотдела А.В. Кузилин); ФГОУ ВПО Госуниверситет по землеустройству (д-р архитектуры М.Ю. Лимонад); ОАО “МосОтис” (инженер С.М. Ройтбурд); Минрегион России (канд. экон. наук, нач. отдела технического регулирования и нормирования в строительной отрасли Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики К.А. Жиляев); ОАО “ЦНИИПромзданий” (канд. архитектуры Д.К. Лейкина); ООО “ИСС” (ведущий научный сотрудник Э.Н. Асылгараева); АНО “Оргкомитет “Сочи 2014” (директор функционального подразделения по подготовке олимпийских объектов и инфраструктуры С.А. Красноперов, старший менеджер по подготовке олимпийских объектов Д.Б. Шишонков), при участии Всероссийского общества инвалидов (зам. председателя О.В. Рысев).

Изменение N 1 к настоящему своду правил выполнено ООО “Институт общественных зданий” (канд. архитектуры A.M. Гарнец).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее – маломобильных групп населения – МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах “универсального проекта” (дизайна).

1.2 Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках “разумного приспособления” при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Читайте также:  Какую лучше выбрать подложку под линолеум

1.3 Возможность и степень (вид) адаптации к требованиям настоящих норм зданий, имеющих историческую, художественную или архитектурную ценность, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня и с органами социальной защиты населения соответствующего уровня.

1.4 Требования нормативного документа не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов.

1.5 Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении:

досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;

безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;

эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;

своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;

удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

1.6 Проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).

2 Нормативные ссылки

Нормативные документы, на которые в тексте настоящего свода правил имеются ссылки, приведены в приложении А.

Примечание – При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

Не применяется с 15 мая 2017 г. – Приказ Минстроя России от 14 ноября 2016 г. N 798/пр

Пандус для инвалидов – размеры требования по ГОСТу

В связи с принятием Конвенции о правах инвалидов в РФ более активно стали реализовывать возможности инвалидов к социализации. Но для этой цели необходимо организовать доступную для этой категории граждан среду. В использовании инвалидами оборудования для перемещения нужно его учитывать при перемещении. Доступность среды на сегодняшний день находится в стадии развития, но нормативные акты жестко регулируют стандарты для приспособлений, которые необходимы для перемещения инвалидов. Рассмотрим, какие стандартные нормы предусмотрены для пандусов в общественных зданиях.

Благодаря программе на первоначальном этапе были определены механизмы комплексного подхода по вопросам создания безбарьерной среды и выработаны нормативные акты распределённого контроля различными надзорными органами.

Председатель ВОИ М. Терентьев

Нормативное регулирование организации доступной среды

Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года N 61/106 Ратифицирована ФЗ от 03.05.2012 N 46-ФЗ. Ст. 9 обязанность создания условий для инвалидов, чтобы они могли быть независимы

Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 N 585 определяет меры для реализации прав инвалидов

Постановление от 01.12.2015 N 1297 программа Доступная среда на 2011 – 2020 годы с выделением средств (в т.ч. и по регионам):

ГодСумма, млрд. руб.
201647,9
201752,9
201851,9
202051,2
202051,1

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ определяет важность доступности объектов соц. сферы

Свод правил СП 59.13330.2012 определяет доступность для инвалидов

ГОСТ Р 51261-99 предусматривает основные требования к опорным конструкциям для инвалидов

Законодательство субъектов РФ для цели улучшения без барьерной среды вправе разрабатывать акты самостоятельно с учетом того улучшения положения инвалидов

Создаются независимые экспертные центры сертификации в области безбарьерности среды на базе ВОИ

Программа Доступная среда – сущность

Эта программа изначально была разработана на период с 2011 по 2015 гг., но была продлена до2020 г. Основной из задач программы является предоставление возможности инвалидам перемещаться к приоритетным объектам, свобода передвижения (в т.ч. и в зданиях), что является основой социализации инвалидов. Для этих целей программой предусматривалось финансирование за счет средств федерального и регионального бюджетов. В результате реализации программы планируется обеспечить доступность большего числа социально значимых для инвалидов объектов.

Для этих целей необходимо сформировать соответствующую инфраструктуру в первую очередь сфере образования, объектов соц. обеспечения и т.д. Современные сооружения должны быть спланированы с учетом всех требований доступности для инвалидов.

Программа «Доступная среда» на уровне федерации не отражает при расходовании средств возможных расходов, на которые возможно субсидии, предоставленные учреждению, в связи с этим вопросы по расходованию субсидии должны отражаться в программе региона, а также расходы, отраженные в плане ФХД (по этой субсидии). Обязательно должно быть целевое расходование бюджетных средств.

Установка пандусов для инвалидов

ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ обязует организации всех организационно-правовых форм создавать условия для инвалидов (в т.ч. использующих кресла-коляски) чтобы иметь доступ к объектам инфраструктуры (например: жилым (в том числе и в подъезде), общественным зданиям, местам отдыха и прочим учреждениям). Разработано множество разных конструкций пандусов, используемых в зависимости от объекта и назначения.

Важно! Альтернативное решение по доступности инвалидов – специальные подъемные устройства (лифты), но они являются дорогостоящими.

Виды пандусов, используемых в инфраструктуре

Пандусом является площадка под определенным уклоном, которая соединяет разно уровневые поверхности для перемещения инвалидных колясок.

Выделяют 3 основных вида конструкций пандусов:

ВидОсобенности
Стационарныеизготовление должно быть предусмотрено на стадии планирования строительства или кап. ремонта, т.к. предназначены для длительного срока эксплуатации
ОткидныеУстанавливается с учетом возможности убирать его, освобождая место для прохода и предназначены для объектов, где нет возможности установить стационарный
Съемные (мобильные)Эти виды можно без труда демонтировать и переносить, которые, в свою очередь, подразделяются:

1. Телескопические (выдвигаемые)

2. Рампа (для преодоления препятствия: бордюра, порога)

3. Ролл-пандус (складываемый в рулон для переноски и можно менять число секций)

Использование разных конструкций в зависимости от объекта создает легкость в преодолении препятствий инвалидами.

Нормы и требования к пандусам

Разработанные нормы и требования к конструкции должны обеспечить высокий уровень доступности для инвалидов, использующих коляски :

Более 3 м

ПоказательНорматив
Длина 1 наклонного маршане более 900 см
Марш открытой лестницы3-12 ступеней
Длина в целомне более 3600 см
Замена пандуса подъемным устройством, если:

Высота

Ширина (одностороннее движение)не менее 1 м
Ширина (двустороннее движение)не менее 180 см
Глубина площадки на горизонтальном участке при прямом движении или на поворотеглубиной не менее 150 см
Высота 1 подъема (марша)не более 80 см
Угол наклона (1:20)до 8 % (до 4,76°)
При высоте марша до 20 см максимальный угол наклонадо 10% (до 5,71°)
При пандусе выше 45 см наличие бортиковвысота не менее 5 cм
Освещение на уровне пола при изменении уклонов100 лк
Покрытие должно быть с противоскользящим эффектом

Также важным показателем являются поручни, т.к. являются важной сопутствующей частью к пандусам:

6 см

ПоказательНорматив
Расстояние между поручнями90-100 см
Высота расположения верхнего поручня90 см (85-92)
Высота расположения нижнего поручня70 см
Поручни должны быть закруглены и длиннеена 30 см
Расстояние от стены:

неровной

Диаметр перил3 – 5 см
Усилиене менее 500 Н
Расстояние между поручнем и другим элементом или стенойне менее 4 cм

Другие требования для перил без конкретизированных показателей:

  • не должны прерываться
  • наличие маркировки
  • изготавливаются из металла
  • устанавливаются с обеих сторон

Оборудование подъездов многоквартирных домов пандусами

В связи с необходимостью формирования доступной среды инвалидам наиболее часто используемые территории инвалидам, использующими коляски, являются дома. Поэтому возникает необходимость заявить об этом даже при том, что сформирована единая база по инвалидам, по которой можно проверить действительность инвалидности у гражданина.

Право на установку в подъездах пандусов имеют зарегистрированные и проживающие инвалиды, у которых ИПРА предусмотрено использование кресла-коляски.

С такими документами необходимо обратиться в управляющую компанию (но в некоторых городах эту обязанность взяли на себя администрации ГО или МО) лично, через представителя или по почте:

  • заявление о необходимости установки пандуса (с согласием на обработку персональных данных), где отражается желаемый вид пандуса, на основании чего определяется техническая возможность установки пандуса
  • документ представителя инвалида
  • документ инвалида
  • справка об установлении инвалидности
  • ИПРА

Заявление рассматривается и принимается решение о постановке на очередь установки пандуса (снимается с учета, если инвалид переезжает или умирает). При установке пандуса – он включается в состав имущества всех жильцов.

В некоторых случаях проектировка домов не предусматривает установку пандусов, в этом случае инвалиды также остаются в затруднительном положении при самостоятельном передвижении.

Установка кнопки вызова персонала

Часто встречаются и при наличии и при отсутствии пандуса кнопка для инвалидов для вызова персонала. Даже при том, что создаются объекты для самостоятельного перемещения инвалидов, не все могут воспользоваться конструкцией. Также в некоторых зданиях нельзя установить пандус из-за планировки или по причине проводимого ремонта. Объекты, имеющие такие кнопки можно отнести к условно-доступным для инвалидов.

К установке кнопки для инвалидов законодательных требований нет, но при ее использовании могут для инвалида возникнуть определенные трудности, поэтому сформулированы правила по установке таких кнопок вызова для инвалидов:

  1. высота установки кнопки от 0,85 до 1 м от земли
  2. расстояние от выступающих частей конструкций не менее 0,4 м
  3. определить ответственное лицо, которое будет реагировать на вызов и обеспечить слышимость на этом рабочем месте
  4. мелодия звонка желательно должна регулироваться или заменить лампочкой
  5. звонок устанавливается негромкий, мелодичный, лучше – с регулируемым уровнем
  6. напряжение кнопки должно не 220, а 12 Вольт для безопасности чтобы никого не ударило током
  7. расположение кнопки для инвалидов с учетом того, чтобы не перекрывалось движение прочих посетителей
  8. обеспечить видимость кнопки из окна или через прозрачную дверь
  9. при проведении работ по благоустройству или ремонту обеспечивать возможность доступа к кнопке вызова

Заменяет ли кнопка вызова пандус?

По ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ собственники зданий должны сформировать инвалидам доступную среду. При этом владельцы могут использовать все возможные способы для исполнения закона, в т.ч. и кнопки вызова.

Условия доступности инвалидам объектов необходимых инфраструктур и оказания им необходимой помощи обязуют органами власти. Но много сооружений построены давно и их нет возможности приспособить под потребности инвалидов, требуются реконструкция или кап. ремонт. Владельцам в этом случае нужно согласовать с местным общественным объединением инвалидов, определив меры для возможности доступа инвалидам или предоставлять услуги по месту проживания инвалида или дистанционно. Современная планировка же должна предусматривать доступ инвалидов.

На стоянках ТС всех видов инфраструктур должно быть выделено не меньше 10% мест (но не менее 1) для парковки специальных ТС инвалидов без оплаты за стоянку. И эти места не должны занимать другие ТС.

Ответственность за нестандартную установку

КоАП РФ Ст. 9.13 регулирует административное наказание в области необеспечения соблюдения требований закона 181-ФЗ.

В случае уклонения от обеспечения условий доступности инвалидов к объектам различных инфраструктур:

На кого накладывается штрафРазмер, руб.
на должностных лиц2000 – 3000
на юридических лиц20000 – 30000

При нарушении нормативов к пандусам, их демонтируют, а за некачественную услугу предполагается штраф до 50000 руб.

Ошибка при установке пандуса

Законодательством организации всех форм собственности обязали создать доступные условия для инвалидов, но некоторые компании делают это для отписки и они устанавливаются не в соответствии с нормами и являются непреодолимыми, например:

  • крутой угол наклона
  • несоответствующая колесам ширина рельсов
  • нет поручней
  • препятствия по ходу движения
  • маленькие размеры промежуточных площадок
  • ступени на съезде

Ошибка при выборе пандуса

При выборе конструкции нужно также обеспечить безопасность пользователей пандуса, поэтому важно:

  • наличие демпферов, способствующих снижению шума
  • материал не должен повредить лестницу
  • противоскользящее покрытие
  • отсутствие помех для пешеходов
  • учет стандартных параметров колес коляски

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Обязательна ли установка пандуса в подъезде, где нет инвалидов, пользующихся колясками?

Ответ: Не обязательна. Пандус в подъезде может быть установлен по заявлению от жильцов или инвалида, проживающего в этом подъезде без учета согласия соседей. Управляющая компания должна организовать получение средств бюджета на установку такого пандуса.

Вопрос №2: Можно ли устанавливать нестационарные пандусы при входе в подъезд?

Ответ: Мобильность инвалидов подразумевает то, что он сможет без посторонней помощи попасть в свою квартиру, т.е. чтобы воспользоваться телескопическим или съемным пандусом, инвалид должен прибегнуть к помощи третьих лиц. Поэтому следует устанавливать стационарные пандусы и только при отсутствии возможности разместить пандус используется нестационарный.

Какие здания должны иметь пандусы для инвалидов?

Какие здания, учреждения в обязательном порядке должны быть оборудованы пандусами для инвалидов? На основании какого нормативного правового акта?

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии их социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).

Согласно Декларации о правах инвалидов, утвержденной резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975, инвалиды должны пользоваться всеми правами без каких-либо ограничений, различий и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к инвалиду или к его семье. Статья 8 данной декларации определяет, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) закрепил право инвалидов на социальную защиту – систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2).

В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В ст. 2 Градостроительного кодекса РФ закреплено требование обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов был разработан свод правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 (далее – Свод правил). Он предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее – маломобильных групп населения – МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна) (п. 1.1 Свода правил).

Требования Свода правил необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов (п. 1.2 Свода правил).

Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении (п. 1.5 Свода правил):

– досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;

– безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;

– эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;

– своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;

– удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

В соответствии с п. 4.1.14 Свода правил лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.

Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.

Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9–1,0 м.

Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector